Телефон:
+7 495 625-82-47
 
Адрес:
101990, Москва, Бобров пер. 6 стр. 1, 2
Метро: Тургеневская, Чистые Пруды,
Сретенский бульвар
 
Часы работы:
Вт-Суб 10:00 - 22:00
Вскр 10:00 - 20:00, Пн. выходной
Последний вторник месяца - сандень
Подробнее>>
Главная   Афиша   Новости   Что почитать   Чем заняться   Залы Контакты   Партнеры
Поиск по сайту

«ПЕВЕЦ ПОТЕРЯННОГО ПОКОЛЕНИЯ»

Книжная тематическая выставка франко-немецкого зала. К 115-летию со дня рождения Эриха Марии Ремарка (1898, Оснабрюк – 1970, Локарно), одного из наиболее читаемых немецких писателей-пацифистов ХХ столетия.

Im Westen nichts Neues : Roman

Издательство: Kiepenheuer & Witsch
Год издания: 2000
Страниц: Не указано
ISBN 3-462-02731-X
Штрих-код: 0049839
Местоположение: Франко-немецкий зал / Франко-немецкий фонд

Station am Horizont : Roman

Издательство: Kiepenheuer & Witsch
Год издания: 2000
Страниц: 229
ISBN 3-462-02912-6
Штрих-код: 0049844
Местоположение: Франко-немецкий зал / Франко-немецкий фонд

Liebe Deinen Naechsten : Roman

Издательство: Kiepenheuer & Witsch
Год издания: 2001
Страниц: 340
ISBN 3-462-02730-1
Штрих-код: 0055826
Местоположение: Франко-немецкий зал / Франко-немецкий фонд

Der Feind : Erzaehlungen

Издательство: Kiepenheuer & Witsch
Год издания: 1998
Страниц: 77
ISBN 3-462-02733-6
Штрих-код: 0064727
Местоположение: Франко-немецкий зал / Франко-немецкий фонд
 

Der Weg zuruck : Roman

Издательство: Kiepenheuer & Witsch
Год издания: 2001
Страниц: 334
ISBN 3-462-02728-X
Штрих-код: 0064729
Местоположение: Франко-немецкий зал / Франко-немецкий фонд
 

Arc de Triomphe : Roman

Издательство: Kiepenheuer & Witsch
Год издания: 2001
Страниц: 498
ISBN 3-462-02723-9
Штрих-код: 0064730
Местоположение: Франко-немецкий зал / Франко-немецкий фонд
 

Drei Kameraden : Roman

Издательство: Verlag fuer fremdsprachige Literatur
Год издания: 1960
Страниц: 455
ISBN Не указан
Штрих-код: 0095879
Местоположение: Франко-немецкий зал / Франко-немецкий фонд
 

"Sag mir, dass du mich liebst..." : Erich Maria Remarque - Marlene Dietrich Zeugnisse einer Leidenschaft

Издательство: Kiepenheuer & Witsch
Год издания: 2003
Страниц: 214
ISBN 3-462-03338-7
Штрих-код: 0096872
Местоположение: Франко-немецкий зал / Франко-немецкий фонд
 

Э.М. Ремарк отнесен наряду с Хемингуэем, Олдингтоном, Дон Пассосом к писателям т.н. «потерянного поколения» - они писали от лица «рассерженных молодых людей», прошедших ужасы первой мировой войны, и натурализмом изображения этой адской мясорубки шокировали западную публику.


Будущий писатель родился в семье переплетчика и владельца небольшой книжной лавки. Сразу же после окончания школы в 1916 г. он добровольцем отправился на Западный фронт, в 1918 г. был ранен. Переживания на фронте определили характер литературного творчества Ремарка, путь к которому оказался долгим и трудным. Первое послевоенное десятилетие он провел в нелегких поисках своего жизненного призвания. Робкие пробы пера («Станция на горизонте») не приносят Ремарку признания, и он вынужден перепробовать разные профессии – от бухгалтера и торгового служащего до органиста(!) и редактора рекламных и спортивных газет.


Выход романа «На Западном фронте без перемен» (Im Westen nichts Neues), 1929, принес молодому автору мировую известность – произведение стало самым популярным и ярким антивоенным романом 20-х годов. Одновременно оно навлекло на молодого писателя преследования милитаристских и реваншистских кругов: в период усиленной подготовки империалистических держав (особенно Германии) к войне это пацифистское произведение шло вразрез с политикой правящей верхушки. Фашисты, пришедшие к власти, лишили Ремарка немецкого гражданства, сожгли его книги, и он был вынужден покинуть страну, перебравшись в Швейцарию, а затем в США.


Первый роман написан с позиций молодого поколения, которое погубила война, о тех, кто стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов. Автор романа сам испытал на себе все тяготы первой мировой войны, поэтому повествование потрясает своей суровой и беспощадной правдивостью. Книга Ремарка имела трагическое звучание: гибнут молодые юноши, вчерашние школьники, так и не узнав настоящей жизни. Они верили всему, чему их учили в школе, и той пропагандистской шелухе, которая наводнила все газеты, однако жестокая и бессмысленная война рассеяла их иллюзии, показала пустоту и фальшь высокопарных слов о долге и гуманизме.


Первый роман Ремарка нашел свое продолжение в книге «Возвращение» (Der Weg zurueck), 1931, в которой рассказывается о судьбах солдат, уцелевших на войне. Разочаровавшиеся во всем, вернувшись в родные края, герои не могут найти места в жизни, ибо кругом видят только фальшь, спесь и самодовольство. Кое-кто из них кончает жизнь самоубийством, сходит с ума, попадает в тюрьму… Автор по существу оставляет без ответа вопросы о том, что же делать, где искать выход – отсутствие светлой перспективы придает роману пессимистическое звучание.


Замысел романа «Три товарища» (Drei Kameraden), 1938, также связан с темой послевоенной судьбы «потерянного поколения». Друзья Готфрид Ленц, Отто Кестер и Роберт Локамп, работающие в авторемонтной мастерской, – участники войны, по своим взглядам и биографии имеющие много общего с героями первых двух романов Ремарка. Они также пережили горькое разочарование в шовинистических и националистических идеалах.


Хотя у трех товарищей нет высоких идеалов, они не похожи на героев декадентской литературы: им свойственны уважение к человеку, вера в мужскую дружбу, взаимовыручку и любовь. Ремарк рассказывает об их жизни в объективной манере, не скрывает их слабостей и бесцельного существования, не обвиняет и не оправдывает их. Друзья равнодушны к политике, свободное время проводят за стойкой бара. Лишь один из них, Ленц, проявляет интерес к левым организациям. Автор скептически относится к этому увлечению героя, в результате которого он был убит фашистским молодчиком. Не скрывая своей неприязни к людям в униформе, Ремарк, однако, не раскрывает социально-политической сущности фашизма – для него это просто отвратительное проявление варварства и дикости. И месть друзей за смерть Ленца - это не антифашистская борьба, а акт личной мести за убитого товарища.


Своеобразна авторская манера письма: Ремарк пишет лаконично, просто, он скуп на детали, которые всегда несут большую смысловую нагрузку. Душевная драма героев протекает в сугубо обыденной обстановке. Так, чтобы достать деньги на лечение своей любимой Пат, Локамп вынужден подрабатывать тапером в ночном ресторане, увеселяя разгулявшихся толстосумов. Еще сильнее эта сторона творчества Ремарка звучит в написанном в 1946 г. романе «Триумфальная арка» (Triumphbogen).


Затем был опубликован роман «Время жить и время умирать» (Zeit zu leben und Zeit zu sterben), 1954, - один из лучших в творчестве Ремарка.


К сожалению, в нашем коротком обзоре у нас нет возможности подробно освещать каждое произведение писателя, напомним лишь самые популярные романы (а были ещё и сборники рассказов):


«Возлюби ближнего своего» (Liebe Deinen Naechsten), 1941
«Искра жизни» (Der Funke Leben), 1952
«Черный обелиск» (Der schwarze Obelisk), 1956
«Жизнь взаймы» (Geborgtes Leben), 1959
«Ночь в Лиссабоне» (Die Nacht von Lissabon), 1962
и неоконченный роман «Земля обетованная» (Das gelobte Leben).
Роман «Тени в раю» (Schatten in Paradies) вышел в свет только после смерти писателя.


Сильные стороны творчества Ремарка – в мастерском изображении душевного мира простого человека, в гуманистическом осуждении фашизма и войны.


Экранизации


Всего насчитывается 19 экранизаций произведений Ремарка, один только роман «На Западном фронте без перемен» экранизировался трижды (в первый раз в 1930 г.). Затем последовала экранизация «Время жить и время умирать» по одноименному роману писателя. Сам Ремарк консультировал авторов сценария военного эпика «Самый длинный день», повествующего о высадке войск союзников в Нормандии.


Интересные факты биографии


За роман «На Западном фронте без перемен» в 1931 г. писателя номинировали на Нобелевскую премию, но при рассмотрении Нобелевский комитет это предложение отклонил.

Во многих биографиях писателя часто приводится следующий «факт», не имеющий каких-либо подтверждающих свидетельств: нацисты объявили, что Ремарк якобы является потомком французских евреев и его настоящая фамилия Крамер (слово Ремарк, записанное наоборот). Согласно данным, полученным из Музея писателя в Оснабрюке, немецкое происхождение и католическое вероисповедание Ремарка никогда не вызывали сомнений. Пропагандистская кампания против Ремарка основывалась на изменении им правописания своей фамилии с Remark на Remarque. Данный псевдоним начинающий журналист взял в 1921 г., т.е. задолго до прихода Гитлера к власти, когда стал работать редактором в журнале Echo Continental, что отражено в одном из его писем. Данный факт использовался для утверждения, что человек, меняющий немецкое правописание фамилии на французское, не может являться настоящим немцем!

Старшая сестра Ремарка Эльфрида Шольц, оставшаяся в Германии, была арестована и казнена в 1943 г. за антивоенные и антигитлеровские высказывания. Существуют свидетельства, что судья объявил ей: «Ваш брат, к несчастью, скрылся от нас, но вам не уйти». Ремарк посвятил сестре роман «Искра жизни». Позже именем Эльфриды назвали улицу в её родном Оснабрюке.

В октябре 1925 г. Ремарк женился на Ильзе Ютте Замбона, бывшей танцовщице, в течение многих лет страдавшей от чахотки. Она-то и стала прообразом нескольких героинь произведений Ремарка, в том числе Пат из романа «Три товарища». Их брак продлился чуть более 4 лет, после чего супруги развелись. Впрочем, в 1938 г. Ремарк снова заключил с Юттой брак, чтобы помочь ей выбраться из Германии и получить возможность жить в Швейцарии, где в то время жил сам, а позже они вместе уехали в США. Официально развод был оформлен лишь в 1957 г. (второй женой писателя стала голливудская актриса Полетт Годар).

В 1937 г. Ремарк познакомился с актрисой Марлен Дитрих, с которой у него завязался бурный и мучительный роман. Сохранилась их обширная переписка. Многие считают Марлен Дитрих прообразом Жоан Маду – героини «Триумфальной арки».

В 1964 г. делегация из родного города писателя вручила Ремарку почётную медаль. Три года спустя, в 1967 г., немецкий посол в Швейцарии вручил ему орден ФРГ (ирония заключается в том, что, несмотря на присвоение этих наград, немецкое гражданство Ремарку так и не вернули). В 1968 г., к 70-летнему юбилею писателя, город Аскона (в котором он жил) сделал его своим почётным гражданином.



Яндекс.Метрика