«К столетию Белого исхода из Крыма 1920 – 2020 годы. Генеалогия белой эмиграции». Заседание Историко-родословного общества Москвы

Дата: 17.03.2021

Время: 18:00

Место проведения: Конференц-зал

Встреча

Презентация нового 16 выпуска периодического издания Общества "Летописи ИРО".

Ведущие - С. В. Думин и Г.И. Алявдин.

Заседание Декабристской комиссии при Союзе краеведов России

Дата: 17.02.2021

Время: 18:00

Место проведения: Мастерская 3

Встреча

В истории России было много бунтов и восстаний, но одним из самых известных было восстание декабристов. 27 (14 по старому стилю) декабря 1825 г. в столице Российской Империи была осуществлена попытка государственного переворота, которую организовали гвардейские офицеры, входившие в запрещенные Государем Александром I тайные общества.



Многие декабристы были блестяще образованными людьми из высших слоев общества, офицерами русской армии, участниками Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии 1813 г. Их объединяли идеи демократического переустройства общества, уничтожения сословий, отмены крепостного права, введения гражданских свобод (свободы слова, печати, вероисповедания, передвижения и других), равенства всех граждан перед законом.

После жестокого подавления восстания заговорщики были схвачены и подвергнуты суду, и множество знатных, образованных и богатых людей были сосланы в Сибирь, на каторгу. Они были лишены всех титулов, награди званий. Но, не смотря на всяческое противодействие властей, часть жен и невест декабристов последовали за своими мужьями и любимыми.

В нашем общественном сознании декабристы – это люди, пожертвовавшие своим положением и благополучием ради идеи общественной справедливости. Восстанию декабристов посвящен целый ряд произведений литературы и искусства.

Для участия в мероприятии необходимо бесплатно зарегистрироваться на Mos.ru.

(Онлайн) Романтика космических путешествий: Охота на «Большую медведицу» Алексея Иванова

Дата: 07.02.2021

Время: 19:00

Место проведения: Онлайн

Встреча | Литературная лестница | Онлайн | Презентация книги

Лестница_070221

В рамках проекта Public-talk «Лестница». Вместе с писателем, сценаристом, культурологом Алексеем Ивановым и его книгой «Охота на ''Большую Медведицу''» февральская "Лестница" будет осваивать космическую тему. Онлайн-встреча состоится в прямом эфире на странице Библиотеки Тургенева в Facebook.



Три повести, написанные на излёте эпохи СССР, сохранили атмосферу своего времени: недавнее советское прошлое с его верой в человека и человечество и ожидание грядущих перемен с острым предвкушением пьянящей свободы. По своей генетике эти произведения ещё принадлежат великой советской фантастике. И всё-таки они уже чуть больше, чем советская фантастика: жёстче по идее, рискованнее по антуражу, свободнее по вымыслу.

Мы поговорим о романтике советского космоса, об освоении новых галактик, о юных героях, отправляющихся в космические путешествия: Как создаются неведомые миры? Как строится сюжет? Как развивается космический конфликт? Какие герои покоряют космос? В фокусе нашего внимания окажется и сам писатель в рамках разных литературных жанров: Как сохранить свой стиль, меняя условия жанровой игры? Что дает писателю работа в разных жанрах и чего лишает? Какие возможности открываются перед писателем-фантастом? Нишевая ли литература фантастика или окно в новый тип повествования?

В разговоре принимают участие:

  • Алексей Иванов - писатель, сценарист и культуролог
  • Алексей Портнов - ведущий редактор Редакции Елены Шубиной
  • Наталья Осипова - филолог, директор литературных мастерских CWS.

Алексей Иванов написал более двадцати книг. Работает в разных литературных форматах. «Географ глобус пропил», «Блуда и МУДО», «Общага-на-Крови», «Ненастье» - современная городская проза. «Золото бунта» и «Сердце пармы» - модернистские исторические романы. «Псоглавцы» и «Комьюнити» - интеллектуальные триллеры. «Цивилизация», «Хребет России», «Увидеть русский бунт» — масштабные фотокниги о национальной и нестоличной истории.

Проект Public-talk «Лестница» это разговор писателя с собеседниками - критиком, филологом и издателем – при активном участии аудитории. Проект организован Библиотекой-читальней им. И.С.Тургенева совместно с Редакцией Елены Шубиной (АСТ) и Школой литературного мастерства Creative Writing School.

(Онлайн) Встреча с режиссером-документалистом Марией Смелковой

Дата: 27.01.2021

Время: 19:00

Место проведения: Онлайн

Встреча | Онлайн

Дорога 101_кадр из фильма_27 января_Библиотека Тургенева

К 77-й годовщине снятия блокады Ленинграда. Встреча с автором и режиссером документального фильма «Дорога 101» Марией Смелковой, которая расскажет об идее и истории создания картины, а также ответит на вопросы зрителей. Для полноценного участия в разговоре рекомендуем предварительно посмотреть картину: "Дорога 101" (рус.) или Route 101. The road of life (eng). Модератор встречи - Светлана Сергеева, Библиотека Тургенева. Прямой эфир - на странице в Facebook. Встреча организована при содействии Евразийской Академии телевидения и радио (ЕАТР), при поддержке Фонда президентских грантов.



Д/ф «Дорога 101» (52 минуты). Режиссёр: Мария Смелкова. Продюсеры: Ольга Мартисова, Василий Голубев, Алмина Муминович. Операторы: Роман Ткаченко, Иван Поситко, Андрей Бесфамильный, Владимир Удачин, Дмитрий Кундрюков. Сценаристы: Василий Голубев, Ольга  Мартисова. Производство, правообладатель: Межгосударственная телерадиокомпания «Мир». 

«Военно-Автомобильная дорога №101 (102)» – официальное название легендарной Дороги Жизни, единственной нити, связывавшей осажденный Ленинград с Большой Землей в 1941–43 гг. Ладожская коммуникация – крупнейшее предприятие блокированного города. Летом 1942 года по дну Ладоги водолазы проложили трубопровод – Ленинград стал помогать фронту. А уже осенью метростроевцы начали тянуть по льду нитку железной дороги. Как смогли все это сделать жители осажденного города? Отправимся на места событий и постараемся понять с помощью ученых, нефтяников, врачей, энергетиков. 

Фильм удостоен первой награды Севастопольского международного фестиваля документальных фильмов и телепрограмм «Победили вместе».

Перейти к трансляции.

Онлайн-встреча со знатоками истории Москвы Александром Бугровым и Василием Волковым

Дата: 09.12.2020

Время: 19:00

Место проведения: Онлайн

Встреча | Мероприятия | Онлайн

cover.indd

Авторы книги "Вокруг немецкой слободы" приглашают вас в путешествие в старинный и самобытный район столицы, каким  является  Немецкая слобода с окружающими ее Басманными улицами, Елоховым и Лефортовым. На основе открыток  из коллекций авторов познакомимся с богатой историей этой местности, увидим изображения известных зданий и  примечательных объектов Яузской Москвы.



После Смутного времени … уже видим стремление царей высвободиться, хотя временно, из кремлевской тесноты на простор подгородных мест. При царе Михаиле таким царским местопребыванием становится село Покровское, при царе Алексее – Измайлово, потом Преображенское, которое при Петре так тесно соединяется с Немецкою слободою. Вследствие этого семнадцатый и восемнадцатый века видят новую Москву, Москву яузскую, в противоположность старой, омываемой Москвою-рекою и Неглинною.

С.М. Соловьев

Яузская Москва – место особенное. Это край дворцов и парков, царской гвардии и придворного театра, вычурного барочного стиля и чего-то неповторимого, пришедшего с Немецкой слободы. Именно она, безусловно, была столицей района, начинавшегося с восточной черты Земляного города, со старой границы белокаменной.  Со времени первых царей династии Романовых сюда, к государеву селу Покровскому, находившемуся в районе современной Бакунинской улицы, вела царская дорога, по которой первый из Романовых – Михаил Федорович – приезжал на берега Яузы, к живописным охотничьим угодьям. В середине XVII века на запустевшем месте Иноземной слободы, сгоревшей в Смутное время, возродилась Немецкая слобода, населенная выходцами из разных европейских стран. Это придало району яркое своеобразие: уже к исходу того века слобода выглядела аккуратным небольшим европейским городом, где по словам современника, «дома красивы, точно игрушки»[2]. Несмотря на преобладание деревянной застройки, она резко контрастировала с окружающими московскими слободами. Выкрашенные фасады домов, цветники, кое-где даже фонтаны – и все это дополнялось другим бытом, европейским многоязычьем, в котором господствовали немецкие диалекты. Именно эта европейская культура, тягу к которой проявлял еще царь Алексей Михайлович, стараниями лютеранского пастора Грегори обустроившего в соседнем Преображенском придворный театр (первый профессиональный театр в России) станет колоссальным центром притяжения для молодого царя Петра I. Здесь жили его друзья и соратники, такие как Патрик Гóрдон и Франц Лефорт, офицеры первых гвардейских полков – Преображенского и Семеновского, заложивших славные традиции элитных российских военных подразделений.

Выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский называл Преображенское «станционным двором на пути к Петербургу»[3] – но это высказывание можно относить ко всей Яузской Москве и это был не только «станционный двор». Здесь, на берегах Яузы, ковались многие петровские начинания, собиралась Боярская дума и издавались указы, обучались гвардейские полки, выделывались детали для кораблей, а в Лефортовском дворце (построенном на деньги Петра I) проходили светские рауты европейского типа. Река Яузы обретает вид второй столичной реки, с фасадами дворцов, обращенных на водную гладь, с лодочными причалами (с того времени стали необычайно модными среди знати речные прогулки).

Несмотря на то, что фактической резиденцией молодого Петра I было Преображенское, именно Немецкая слобода со своим европейским духом и красотой станет подлинной «столицей на Яузе». Как обобщил Иван Егорович Забелин,

«само собой разумеется, что как скоро императорские дворцы основались на Яузе, против Немецкой слободы, то вблизи их или на пути к ним, по необходимости,  стали селиться и все лица  знатные и близкие ко двору. Тогда и Немецкая слобода и все улицы Москвы по направлению к немецкой Яузе украсились и затем постоянно украшались  новыми постройками, обширными домами и дворцами по новому немецкому же, или европейскому, архитектурному стилю. Все высшее, образованное общество Москвы селилось по преимуществу в этой стороне, а потому в Немецкой же слободе в то время сосредотачивались и все торговые, промышленные и ремесленные заведения, руками иностранцев удовлетворявшие новым потребностям нового общества. Для остальной Москвы Немецкая слобода вообще была некоторого рода Петербургом, где господствовала Европа…»[4].

«Царская дорога» изменила свое направление: теперь она проходит через Капитанскую слободу (а не Басманную, как раньше), а заканчивается не в селе Покровском, а в Лефортове, превращенном в дворцовый район. В оформлении этого «парадного маршрута» принимают участие выдающиеся архитекторы XVIII века. По проекту князя Дмитрия Васильевича Ухтомского Красные ворота, прежде деревянные, получили свой торжественный, величавый облик и надолго стали символом Яузской Москвы. Здесь, в Лефортове, начиналась слава Варфоломея Варфоломеевича Растрелли, продолженная уже в С.-Петербурге возведением всемирно известных дворцовых комплексов. В «золотой век» Екатерины II для проектирования домов богатых вельмож вокруг Немецкой слободы нередко привлекается известный московский зодчий Матвей Федорович Казаков.

К концу XVIII века эти места – во многом еще дворянские районы столицы. Грандиозный московский пожар 1812 года привел к тому, что многие богатые обитатели стали предпочитать пепелищу район арбатских переулков и Остоженки. К тому времени о слободе «немцев» (так в старину москвичи называли европейцев вообще) в Москве напоминал разве что шпиль кирхи Святого Михаила, прозванного  «Старой Обедней».

В позапрошлом столетии местность стала терять прежнее яркое своеобразие, однако не превратилась в заурядный московский район. Здесь были открыты известные учебные заведения, не говоря уже об Императорском Московском техническом училище, одном из лучших политехникумов Европы. В прежних роскошных домах знати и дворцах разместились благотворительные учреждения. А Лефортово стало настоящей «военной столицей» Москвы: здесь было три кадетских корпуса, Алексеевское военное училище (одно из лучших военно-учебных заведений в России), казармы Астраханского полка, военно-фельдшерская школа и, наконец, главный военный госпиталь.

Не удивительно, что когда в 1894 году частным издательствам было разрешено выпускать бланки открытых писем, уже в следующем году достопримечательности Яузской Москвы попали на лицевые стороны московских открыток. На так называемых «грюсах» (от немецкого Grüß – досл. привет), исполненных литографским способом[5] и нередко печатавшихся в Германии, неоднократно изображались Красные ворота[6]. На открытках 1898 года, исполненных уже в технике фототипии[7] известной фирмой «Шерер, Набгольц и Ко.» (во многом с негативов знаменитых «найденовских альбомов»[8]), уже изображена галерея местных достопримечательностей: Новая Басманная улица, церковь Богоявления в Елохове, кирха Святого Михаила[9]. Виды Яузской Москвы вошли и в серии открыток с видами Москвы, выпущенных фирмой в период 1900–1903 годов. Позднее эта известная фирма под руководством фотографа Альберта Мея выпускала открытки на заказ отдельных учебных заведений в районе: Константиновского межевого института (в 1904 г. и в 1906 г.) и гимназии фон Дервиз (в 1906 г.). В начале ХХ века благодаря издательской деятельности Павла фон Гиргенсóна появились открытые письма с видами Разгуляя, зданий Императорского Московского технического училища, Елизаветинского института и т.д.

Разные издатели, в том числе «скрывавшиеся» на открытках под аббревиатурами или вовсе не обозначавшие себя, публиковали виды Немецкой слободы и окрестностей, некоторые из которых давно стали коллекционной редкостью. Так, большая серия уникальных видов строений и лабораторий  Императорского Московского технического училища была выпущена издателем, скрывавшимся за инициалами «И.Г.». В 1912 году братья Борис и Григорий Иохведсоны, основавшие «Северное художественное издательство» в Москве, вновь прошлись с фотокамерой по нашим местам, итогом чему стала публикация на открытках довольно редких видов района, прежде всего Старой и Новой Басманной улиц[10].

Настоящий альбом не претендует на полноту. Его авторы-составители попытались отобразись лишь все известные достопримечательности района, попавшие на открытки «царского» времени (таким образом, краеведческий подход был впереди интереса коллекционеров, желающих иметь полный каталог). Как будто вновь, вернувшись на столетие назад, мы попытались пройти с камерой по давно ушедшему городу, чтобы показать завораживающее зрелище Яузской Москвы.      

Александр Бугров, Василий Волков

Трансляция прямого эфира - на нашей странице в Facebook.

Онлайн-встреча Декабристской комиссии при Союзе краеведов России. «Из истории Всероссийской экспедиции школьников и молодежи «В потомках наше имя отзовется»

Дата: 16.12.2020

Время: 14:00

Место проведения: Онлайн

Встреча | Мероприятия | Онлайн

Летом 2007 года состоялась первая экспедиция школьников и молодежи "В потомках наше имя отзовется", посвященная памяти декабристов. Маршрут Владивосток - остров Путятин выбран не случайно: на острове закончил свой земной путь сын декабриста Николая Бестужева - Алексей Дмитриевич Старцев. Экспедиция нынешнего года стала юбилейной - пятнадцатой.



География экспедиций прошедших лет обширна: Иркутск, Чита, Петровск-Забайкальский, Монголия, Китай... Участники экспедиций из самых разных городов России: Москвы, Новосибирска, Селенгинска, Улан-Удэ, Гусиноозерска... Организатором и душой этих экспедиций был учитель физики одной из школ Улан-Удэ Василий Иванович Петров. К сожалению, его уже нет с нами, но память о нем будет жить в наших сердцах...

Лектор - Л.Д.Шипилова.

Трансляция на Youtube-канале.

Марина Степнова, «Сад»: главный бестселлер осени. Public talk «Литературная Лестница»

Дата: 29.11.2020

Время: 17:00

Место проведения: Онлайн

Встреча | Мероприятия | Онлайн

Лестница_степнова_ФБ

Прямой эфире на нашей странице в Facebook.

Участники: Марина Степнова– писатель; Дмитрий Самойлов – литературный критик; Вероника Дмитриева - редактор книги; Наталья Осипова – филолог, модератор.

Новый роман Марины Степновой уже стал главным литературным событием осени, вызвал множество споров и читательскую любовь. «Сад» - роман магический, затягивающий, создающий долгое послевкусие. Разговор пойдет о том, что такое современный роман, как профессионально создавать миры, о литературной кухне и литературной магии.



Самый внимательный читатель и участник дискуссии получит приз от издательства – одну из книг с автографом автора.

Проект Public-talk «Лестница» – разговор писателя с собеседниками – критиками, филологами, издателями при активном участим аудитории. Проект организован Библиотекой-читальней им.И.С.Тургенева совместно с Редакцией Елены Шубиной (АСТ) и Школой литературного мастерства Creative Writing School.

2 –й Международный фестиваль кино стран Содружества «Московская премьера»

Дата: 14.11.2020

Время: 16:00-18:30

Место проведения: Конференц-зал

Встреча | Кинопоказ | Мероприятия | Московская премьера

202785

К 100-летию народного артиста СССР, певца и актера Георга Отса.

Демонстрация х/ф "Георг" (2007, Эстония – Финляндия – Россия (цв.), режиссер П.Симм (102 мин.)) и творческая встреча с актрисой и певицей Анастасией Макеевой (Россия).

Модератор встречи – киновед Федор Егоров.

2 –й Международный фестиваль кино стран Содружества «Московская премьера»

Дата: 13.11.2020

Время: 19:00

Место проведения: Конференц-зал

Встреча | Кинопоказ | Мероприятия | Московская премьера

202785

К 50 – летию выхода на экран художественного фильма "Сыновья уходят в бой" (1969, СССР - Беларусь (ч/б), режиссер В. Туров (94 мин.); по мотивам романа Алеся Адамовича «Партизаны»).

Демонстрация к/ф "Сыновья уходят в бой" и творческая встреча с заслуженной артисткой Белорусской ССР Светланой Суховей.

Модератор встречи – киновед Федор Егоров.

2 –й Международный фестиваль кино стран Содружества «Московская премьера»

Дата: 15.11.2020

Время: 16:00

Место проведения: Конференц-зал

Встреча | Кинопоказ | Мероприятия | Московская премьера

202785

Памяти народного артиста СССР, кинорежиссера Болота Шамшиева

Демонстрация х/ф "Белый пароход" (1975, СССР/Кыргызстан (цв), режиссер Б.Шамшиев (101 мин.)) и творческая встреча с киноведом Гульбарой  Толомушовой  и актером  Насреддином  Дубашевым (Кыргызстан).

Модератор встречи – киновед Федор Егоров.